27.03.2023
9 мин
4K

Пожарная безопасность в парикмахерской

  1. Выбор мер пожарной безопасности
  2. Нормативная база
  3. Документация
  4. Требования пожарной безопасности
  5. Кто и как проверяет пожарную безопасность
  6. Ответственность за нарушение

Салоны красоты и парикмахерские не считаются объектами повышенного риска по пожарной безопасности. Однако любой бизнес должен соответствовать основным противопожарным нормам. Подготовить документацию нужно еще до открытия — в противном случае заведению может грозить штраф или приостановка деятельности. Рассказываем, как подготовиться к проверке инспекторов и привести помещение в соответствие с нормами безопасности.


Пожарная безопасность в парикмахерской

Выбор мер пожарной безопасности

Для каждого объекта разрабатываются отдельные документы. Даже при схожих характеристиках и видах деятельности на уровень пожарной безопасности могут влиять разные причины. Например:

Категория пожарного риска. Для встроенного помещения МКД категория всегда будет выше, чем для нежилого здания.

Особенности планировки. Важны при подготовке плана эвакуации, обустройства эвакуационных выходов и дверей.

Перечень услуг. Потенциальные риски при использовании технически сложного электрооборудования всегда выше, чем для парикмахерских услуг или маникюра.

Численность сотрудников и клиентов. Важна при разработке планов эвакуации, расчете количества огнетушителей, средств защиты и выборе прочих мер безопасности.

Характеристики строительных материалов. Многие виды стройматериалов с высокими горючими свойствами нельзя применять в заведениях сферы услуг.

Нормативная база

Для салонов красоты и парикмахерских не предусмотрено отдельных законодательных актов, регулирующих нормы пожарной безопасности. Поэтому можно ориентироваться на общие требования, которые закреплены в законах:

  • № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  • № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».

Пожарная безопасность в парикмахерской

Кроме того, стоит учитывать СанПиНы и ГОСТы для конкретных объектов недвижимости. Владелец парикмахерской обязан следить за пожарной безопасностью, даже если он не является собственником помещения. Чтобы избежать конфликтов с арендодателем, нужно заранее прописать в договоре ответственность каждой из сторон. Например, собственник может заниматься установкой сигнализации, закупкой средств пожаротушения и составлением планов эвакуации. А арендатор — ведением документов и контролем за соблюдением нормативов.

Документация

Внутренние акты пожарной безопасности должны быть на каждом предприятии. Полный список зависит от категории риска объекта и вида деятельности предпринимателя. Вот стандартный перечень документов для малого и крупного бьюти-бизнеса:

  1. Приказ, в котором перечисляются акты, используемые для соблюдения мер пожарной безопасности. К ним относятся должностные инструкции, журналы инструктажей, планы эвакуаций и т. д;
  2. Инструкция о мерах пожарной безопасности с отдельными положениями для офисных и подсобных помещений, а также рабочего зала;
  3. Порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
  4. Действия сотрудников при обнаружении пожара;
  5. Инструкция по оказанию первой помощи;
  6. План эвакуации на случай пожара;
  7. Правила пользования огнетушителями;
  8. Предписание для ответственного за пожарную безопасность  с описанием его должностных обязанностей;
  9. Приказы о назначении ответственных за пожарную безопасность, о проведении инструктажей и об установлении противопожарного режима;
  10. График и журнал учета противопожарных инструктажей;
  11. Журнал учета средств пожаротушения;
  12. Список действий в случае пожара в формате А3, висящий на видном месте.

Требования пожарной безопасности

Общие требования

Согласно официальному сайту МЧС России, если парикмахерская находится в жилом доме, у помещения должен быть отдельный вход. При общей площади не более 300 м² и количестве персонала не более 15 человек допускается наличие одного эвакуационного выхода из помещений первого или цокольного этажей. При этом все двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.


Пожарная безопасность в парикмахерской

Кроме того, руководитель обязан утвердить инструкции по пожарной безопасности. Все сотрудники должны допускаться к работе только после прохождения первичного инструктажа. Также в помещениях парикмахерской необходимо разместить таблички с указанием телефонов пожарной охраны и планы эвакуации людей в случае пожара.

Требования к помещению


Пожарная безопасность в парикмахерской

По нормам пожарной безопасности в парикмахерской запрещается:

  1. Хранить или использовать взрывчатые вещества, аэрозоли, баллоны в подвалах и цокольных этажах;
  2. Загромождать чердаки, вентиляционные шахты и другие техпомещения;
  3. Проводить перепланировку здания и снимать эвакуационные двери, а также перекрывать аварийные выходы;
  4. Устраивать склады с горючими веществами в подвалах без запасного выхода;
  5. Загромождать двери, люки на балконах, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;
  6. Проводить уборку с помощью бензина, керосина и других воспламеняющихся веществ, а также отогревать замерзшие трубы паяльными лампами; 
  7. Устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, кроме случаев, оговоренных в правилах пожарной безопасности;
  8. Оставлять в свободном доступе промасленную ветошь;
  9. Устраивать кладовые на лестничных клетках и пролетах, а также хранить там вещи, мебель или другие легковоспламеняемые материалы. 

Требования к путям эвакуации


Пожарная безопасность в парикмахерской

При эксплуатации путей эвакуации запрещается:

  1. Перекрывать доступ к выходу;
  2. Размещать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды;
  3. Устанавливать пороги на путях эвакуации (кроме тамбуров);
  4. Использовать горючие материалы для отделки, облицовки или покраски стен и потолков;
  5. Фиксировать двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении или снимать их;
  6. Остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон на лестничных клетках;
  7. Заменять армированное стекло обычным в дверях и фрамугах.

Электрооборудование


Пожарная безопасность в парикмахерской

  1. Вся техника должна иметь разрешительные сертификаты. Использование электроприборов в условиях, не регламентируемых производителем, а также применение самодельной техники запрещено;
  2. Электропроводка должна быть исправна. Работа с поврежденной электросетью или оборудованием, а также поврежденными приборами, розетками или кабелями запрещена;
  3. Электроприборы и источники света нельзя оборачивать легковоспламеняющимися материалами. Например, бумажными абажурами;
  4. Запрещается использовать утюги и нагревательные приборы без подставок и ограждений;
  5. Не допускается хранение горючих материалов рядом с пусковой аппаратурой или электрощитами;
  6. Все сотрудники должны быть ознакомлены с правилами пользования электрооборудования и отключать приборы по окончании работы;
  7. Любые повреждения проводки или техники должны немедленно устраняться. Ответственность за это лежит на владельце парикмахерской.

Средства и системы защиты


Пожарная безопасность в парикмахерской

Согласно ст. 5 ФЗ №123, помещения парикмахерской должны быть оснащены системами и техническими средствами защиты. В их перечень входят:

  1. Охранно-пожарная сигнализация в количестве не менее двух датчиков на помещение, а при больших площадях — система передачи сигнала на пульт МЧС;
  2. Противодымная защита, устройства и знаки оповещения о пожаре, в том числе схемы выхода из здания. Планы эвакуации должны быть интуитивно понятны и хорошо видны даже в темноте;
  3. Система пожаротушения, учитывающая особенности планировки здания;
  4. Средства первичного пожаротушения, которыми должны быть оснащены все помещения и пути эвакуации.

Действия при пожаре


Пожарная безопасность в парикмахерской

При найме на работу каждый сотрудник парикмахерской обязан пройти вводный инструктаж по технике пожарной безопасности. Раз в полгода весь персонал должен проходить плановый инструктаж, чтобы обучиться порядку эвакуации, обращению с электроприборами и действиям при пожаре. Планы инструктажей утверждаются руководителем, а отчеты о проведении — фиксируются в специальном журнале.

При обнаружении пожара или признаков горения сотрудник парикмахерской обязан:

  • сообщить об этом по телефону в пожарную охрану;
  • назвать адрес объекта и место возникновения пожара, а также свою фамилию;
  • принять меры по спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

Кто и как проверяет пожарную безопасность

Соответствие нормам пожарной безопасности проверяет Государственная противопожарная служба РФ. Как правило, проверки осуществляются раз в два года. Более частый график возможен в 2-х случаях: если в парикмахерской произошла авария или на владельца поступила жалоба. Во время визита инспекция обращает внимание на любые мелочи, от материала отделки стен до стороны открытия дверей. Чаще всего штрафуют за:

  • нерабочие или поврежденные системы оповещения, сигнализации, тушения;
  • слишком узкие лестницы, марши, эвакуационные проходы;
  • отсутствие системы дымоудаления;
  • недостаточное естественное освещение коридора и подвала;
  • отсутствие эвакуационного выхода;
  • загроможденные эвакуационные пути;
  • обернутые легковоспламеняющейся материей;
  • отопительные приборы без защитного ограждения.

Ответственность за нарушение

При найденных ошибках инспектор может сделать предупреждение, выписать штраф или приостановить деятельность заведения на 90 дней. Все зависит от количества и тяжести недочетов. При первичной проверке размеры штрафов могут быть следующими:

  • от 500 до 1000 рублей для физических лиц;
  • от 1000 до 2000 рублей для должностных лиц;
  • от 10 000 до 20 000 рублей для юридических.

Если причиной пожара стал неисправленный недочет, сумма штрафа возрастает:

  • от 1500 до 2000 для физических лиц;
  • от 3000 до 4000 рублей для должностных;
  • от 30 000 до 40 000 рублей для юридических.

Если пожар привел к человеческим жертвам, инспекция может возбудить уголовное дело.


Контролировать выполнение персоналом своих обязанностей будет легче, если внедрить программное обеспечение. Система 1С:Салон красоты позволяет отслеживать выполнение рабочих задач, давая возможность наладить более эффективное управление бизнесом. Чтобы подключить программу, оставьте заявку. Наши менеджеры свяжутся с вами для бесплатной консультации!


ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Как продвигать салон красоты без бюджета